Ну ладно, "Гарри Поттер" - куда более глубокая вещь, чем кажется на первый взгляд, и сейчас я отношусь к некоторым вещам совершенно иначе, чем 10 лет назад. Но всё равно серия рассчитана на детей, если не принимать во внимание гея Дамблдора, его брата-зоофила и кучу смертей в седьмой книге.
А "Случайная вакансия" напомнила мне сериал "Рим": тут тоже секс добавлен везде, к месту и не к месту. Например, выразить, насколько персонаж толстый, можно множеством методов, а не только написав, что из-за большого живота он не видит своей член, как это сделала Роулинг.
По своему изложению произведение напоминает Стивена Кинга, мне всё время казалось, что вот-вот в городке, в котором происходит действие, настанет зомби-апокалипсис. Но нет, почти всё главное происходит в головах людей, и НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. И это самое драматичное: вот показаны со всех сторон люди, вот происходит что-то совсем незначительное даже в масштабах городка, и не такое значительное само по себе в масштабах их личности, но усиливающее их состояние и толкающее их на опрометчивые поступки. Казалось бы, должны наступить кульминация и развязка, но их нет, нет героев и злодеев, нет выигравшей и проигравшей стороны, нет счастливого конца для всех, наказания невиновных и награждения непричастных. Вообще нет никакого конца.
Подавляющее большинство книг интересны потому, что содержат невероятные или маловероятные ситуации. Здесь же события развиваются наиболее вероятным образом, так, как это и было бы в реальной жизни. Но при этом произведение не становится скучным. Это здорово.
Я опять сравню это произведение с "Гарри Поттером", хотя ничего общего у них нет, конечно. Просто раньше Роулинг показывала героев только с одной стороны, и положительные герои если и имели недостатки, то те, которые легко понять и простить. По сути, они были идеальны. Здесь же рассматривается мнение каждого персонажа об окружающих его людях, и мнение этих людей - о нём. Только кто-то становится тебе резко неприятен, как Роулинг меняет ракурс.
По содержанию же это произведение - вещь довольно мерзкая в своей обыденности. То есть, описываются довольно неприятные вещи, но имеющие место повсеместно, потому ещё более мерзкие.
Это... интересно.